Игры до года

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.   

 
Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Потешками хорошо сопровождать все режимные моменты малыша.

Укрепление доверительной связи между вами и ребенком

Не скупитесь на ласки и разговоры с малышом.
Новорожденные реагируют на прикосновения и звуки. Каждый раз, когда вы берете малыша и разговариваете с ним, вы устанавливаете доверительную связь между ним и собой. Ребенок привыкает к вашему голосу и вашим сильным рукам. Будьте последовательны и постоянны в обращении с ребенком, в том, что вы ему говорите, в интонациях вашего голоса. Тогда вскоре ваш малыш начнет ворковать и улыбаться вам.

***

Время пеленания - подходящий момент для следующей игры. Пока кроха лежит на спинке, дотроньтесь до его грудки, животика, ножек, ручек…. Каждый раз приговаривайте: "Шлеп-шлеп", называйте части его тела. Скорее всего, малыш начнет улыбаться и с большим нетерпением ждать нового прикосновения. 

***

Играйте в эту игру всякий раз, когда вы одеваете ребенка, и особенно после купания. Массируйте и похлопывайте малыша. Говорите малышу, что вы любите его. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Декламируйте во время одевания ребенка что-нибудь в таком роде:
Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик
Не устанет мама целовать! 

***

В эту игру приятно играть, когда вы одеваете малыша или меняете ему пеленки. Скажите: "Я люблю твой носик, носик, носик, носик". Поцелуйте малыша в носик. Скажите: "Я люблю твой животик, животик, животик, животик". Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их. Эта игра помогает ребенку получить представление о своем теле и о вашей любви к нему, которую вы выражаете таким образом. 

***

Держа ребенка на руках, мягко покачайте его, наклоняя вперед-назад. Нежно дотроньтесь указательным пальцем до его щечки вблизи рта. Когда ребенок вам улыбнется, похвалите его и дайте ему понять, как вам это приятно. Попробуйте поиграть в эту игру. Дотроньтесь до щечки малыша три раза и затем скажите: "Улыбнись". Касаясь его щечки, считайте до трех "Раз, два, три - улыбнись!". 

***

Это чудесная игра, способствующая установлению доверительной связи с вашим ребенком и пробуждающая в нем ответное чувство любви к вам. Подберите ряд предметов, которыми можно было бы поглаживать ребенка. Хороши для этого шерстяное одеяльце, кусочек шелка, перышко или комочек ваты. Тихо напевайте, поглаживая своего малыша; пусть это будет убаюкивающая мелодия без слов. Напевая, растирайте малышу один за другим пальчики на руках и ногах. Он будет испытывать при этом огромное удовольствие. Повторяйте всю эту процедуру, используя по очереди каждый из отобранных предметов.

***

При кормлении малыша важно, чтобы он ощущал тепло ваших рук и ваши объятия. Во время еды ручки ребенка должны быть свободны, чтобы он мог касаться вас ими и "исследовать" вас. Положите ручки малыша себе на лицо, проведите ими по носу, рту, волосам и глазам. Мягко придерживайте и массируйте кисти его рук. Поглаживайте его ручки до самых плечиков и тихо говорите ему ласковые слова.

***

Держа ребенка на руках, тихонько пританцовывайте под музыку. Это будет сближать вас  и  способствовать развитию у ребенка  чувства ритма.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка старше 25 дней)

               
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

***

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Потом потрясите  медленно, а за тем все быстрее и быстрее. Малыш начнет искать источник звука глазами. Когда вы увидите, что он реагирует на звук, похвалите его и обнимите.

***

Дайте  послушать малышу какие звуки издают различные предметы – как звенят металлические ложки, как стучат деревянные предметы, как звенят стаканы, как льется вода, рвется бумага, шуршит целлофан.

***

Насыпьте в небольшие пластмассовые бутылки манку, рис, горох, большие камешки. Плотно завинтите. Дайте малышу послушать, какие звуки издают  эти «погремушки».

***

 Много пойте ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!

***

Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь, и т.п. Переходите от одного звука к другому много раз и объясните малышу, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким. Чтобы он почувствовал разницу, изобразите эти звуки голосом (слово "высокий" произнесите на высокой ноте, а слово "низкий" - на низкой).

***

Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений, звуков природы  или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

Упражнения на развитие навыков общения

                         
Воркование и агуканье — язык младенца. Увидев что-либо интересное, он начинает агукать. Поиграйте со своим малышом в агуканье. Возьмите любой ярко раскрашенный предмет и держите его перед глазами ребенка. Когда малыш начнет агукать, вы тоже скажите ему "агу" и обнимите его. Вскоре вы узнаете, что нравится вашему ребенку. Когда детишки обнаруживают, что издаваемые ими звуки приятны другим людям, они издают их чаще. Это способствует раннему развитию языковых и разговорных навыков.

***

 Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п.

 

***

 В эту игру хорошо играть, когда вы меняете подгузник своему малышу. Положите малыша на спину и дотрагивайтесь до различных частей его тельца, произнося "шлеп, шлеп" при каждом прикосновении к нему. Малыш при этом, скорее всего, начнет улыбаться и с видимым нетерпением будет ожидать нового прикосновения в другом месте. Приговаривая "шлеп, шлеп", называйте ту часть его тельца, которой вы касаетесь.

***

 Выберите спокойное время для этой игры. Разместите различные мягкие игрушки, в том числе зверюшек, вокруг кроватки. Некоторые из них должны быть достаточно маленькими, чтобы ребенок мог их ухватить. Держите игрушку перед ребенком и поворачивайте ее в разные стороны. Поворачивая игрушку, говорите как бы от ее имени: "Эй, малыш!", "Как поживаешь, малыш?" и т.п. Ребенок будет пытаться схватить игрушку, и, если ему это удастся, он испытает удовольствие. Используйте игрушки самых разных размеров, разной формы и сделанные из разных материалов. Изменяйте свой голос, говоря за ту или иную игрушку. Это позволит малышу слышать разнообразные звуки. Игра превосходно развивает также слуховые и мелкие двигательные навыки.

***

      Целуйте ребенка. Щелкайте языком. Фыркайте. Издавайте звук "чу-чу".  
      Засуньте указательный палец в рот и резко выньте его оттуда. С шумом
      вдыхайте и выдыхайте воздух. Издавайте звук "бу-бу-бу", двигая с
      помощью  указательного пальца губы вверх и вниз.

***

Постоянно разговаривайте с малышом, меняя интонации, тише, громче. Пойте песенки, рассказывайте стишки, прибаутки, потешки.  Все это активно способствует приобретению речевых навыков.

Упражнения на зрительное и слуховое восприятие

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша.

***

 Яркую игрушку (кольцо, погремушку, шарик) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Позже остановите игрушку, зафиксируйте взгляд. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук.
 

***

 Оденьте ребенку попеременно на ручки и на ножки мягкие браслеты со звучащей игрушкой. Сначала ребенка привлечет яркая расцветка, потом, со временем, он осознает, что движения его руки (ноги) заставляют звенеть игрушку.

***

Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз, шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика. Можно прикрепить различные шумовые игрушки (погремушки, колокольчики) на лодыжках и предплечьях ребенка.

***

Птичка, птичка, чирик-чирик.
Обнимите вашего малыша и загляните ему в глазки. Медленно покачивайте своим указательным пальцем перед глазами ребенка, чтобы привлечь его внимание. Когда вы добьетесь этого, отклоните палец налево и дождитесь, чтобы глаза младенца последовали за движением пальца. Теперь поверните палец направо и проследите, чтобы малыш сопроводил это движение глазами. Поворачивая палец направо и налево, приговаривайте:
Птичка, птичка, чирик-чирик.
Поначалу ваш малыш сможет следить за пальцем лишь очень недолго. Повторяйте это ежедневно, и вы заметите, что он делает успехи.
(Джеки Силберг)

***

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз, удаляя – приближая. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Где звенит? Динь-динь! А сейчас где? Посмотри, вот он где!"

***

Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

***

Сядьте на стул, держа ребенка на коленях. Попищите какой-нибудь пищащей игрушкой. Дайте эту игрушку малышу в руки. Он инстинктивно схватит ее и будет удивлен, когда она запищит. Продолжайте игру, неоднократно давая игрушку малышу, и вскоре он догадается, что это его руки вызывают писк игрушки.

***

 
      Нужно: неяркий карманный фонарик или ночник
          Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на    
      спине малышу подносят с разных сторон фонарик или лампу и побуждают 
      его тем самым поворачивать голову и следить глазами за светом.

***

     Взрослый наклоняется над ребенком, смотрит ему в глаза, разговаривает
     с     ним. Когда малыш заинтересуется вашим лицом, постарайтесь
     несколько секунд не двигаться, "удерживая" на себе его взгляд. Обычно
     ребенок в этом возрасте фиксирует взгляд на предмете и смотрит на него в
     течение 5-10 секунд.
     Вариант игры: вы держите ребенка на руках и медленно то отдаляете, то  
     приближаете к своему лицу, и так до тех пор, пока он не поймает ваш
     взгляд.

 

***

     Позвените  колокольчиком до тех пор, пока ребенок не начинает искать    
     глазами источник звука.
     Положите  ребенка на живот на расстоянии 30-40 сантиметров от игрушки.  
     Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушаться,
     подняв голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как
     малыш 1-2 раза поднимет голову, чтобы рассмотреть звучащую игрушку,
     надо перевернуть его на спину, дабы удобнее было глядеть на звучащий
     предмет. Затем игру можно повторить.

***

Ваш ребенок вполне может тренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, - на боку. Когда малыш лежит на боку, основной его картинной галереи становится стенки кровати. На них вы и помещаете картины на расстоянии не менее 30-40 сантиметров от лица ребенка (ближе ему будет трудно их разглядеть из-за физиологической дальнозоркости). Почетное место на этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно-белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще путают ребенка). На другую стенку (выставка для другого бока) можно повесить (на выбор):
·         Черные и белые полоски шириной приблизительно 5 сантиметров;
·         Черные кружки диаметром 3 сантиметра на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и больше кружки);
·         Шахматную доску или мишень.

***

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка; зайчик, бьющий в барабан, и т.д.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая крякающая уточка, звенящая матрешка-неваляшка и т.п.).
Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо и поддерживая его за спину (другой вариант: плотно прижимаете спину малыша в своему животу и удерживаете его под колени). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит одна красочная игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-нибудь заводная игрушка) среднего размера (20-25 сантиметров). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем устраиваете малыша в удобной позе (например, на диване) и показываете ему игрушку: встряхиваете ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: "Посмотри!", "Послушай!", называйте игрушку, выделяя название голосом и чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку. На другой день, в следующем путешествии ребенка должно поджидать на полочке уже новое развлечение.

Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка старше одного месяца)

Активное созерцание — замечательное развлечение для детишек.
Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

***

 Вы и ребенок пристально смотрите друг на друга ("глаза в глаза"), затем отводите взгляд в сторону и снова встречаетесь взглядом. Это способствует выработке навыка общения.

 

***

 Держа ребенка на руках, привлеките его внимание. Высуньте язык и одновременно издайте какой-нибудь звук. Малыш будет пытаться подражать вам, открывая рот и также высовывая язык. Постарайтесь двигать языком вверх и вниз и из стороны в сторону, наблюдая, что делает ваш малыш.

***

Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать. Стройте ребенку рожицы, улыбайтесь, хмурьтесь, кривляйтесь, знакомьте с различной мимикой.
Сопровождайте все это смешными звуками. Они могут возбудить его любопытство.

 

***

 Постарайтесь сделать окружающую малыша обстановку интересной и привлекательной.
·         повесьте на стене около детской кроватки какие-нибудь рисунки и картинки. Время от времени меняйте их
·         повесьте над столом или кроваткой красный красивый воздушный шар;
·         повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя;
·         прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками- 3-4 штуки. Время от времени старайтесь менять их.
Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

***

 Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет на расстоянии 25-30 см от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу.

 

***

 Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом, медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

 

***

 Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от лица ребенка. Можно нарисовать на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную. Поворачивайте тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Очень скоро малыш начнет "разговаривать" с куклой.

 

***

 Повесьте над кроваткой игрушку, которую легко передвинуть. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, затем с другой. Для того, чтобы у ребенка не развивалось привыкание к одним и тем же стимулам, время от времени меняйте игрушки.

 

***

 Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки цвета радуги. Повесьте их рядом с кроваткой.  Можно завязать их на прутья кроватки.

 

***

 Сделайте так, чтобы ребенок мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Чаще изменяйте его положение, носите его на руках по квартире. Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.
Можно использовать куклу, одетую на палец. Покажите малышу, как она танцует.

 

***

 Подложите подушку под грудку малыша. Так ему будет легче держать головку и он сможет оглядеться вокруг. Разместите забавные игрушки прямо перед малышом. Приладьте перед ним зеркало, чтобы он мог рассматривать "другого малыша". Пока ребенок лежит на животике, его мир ограничен, если же он приподнят, то его руки становятся способными ощупывать, изучать окружающее. Приподняв малыша на подушке, рассказывайте ему обо всем, что он может увидеть.

 

***

 Возьмите малыша на руки.  Поднимите палец и изобразите жужжание комарика. Жужжите и передвигайте палец в воздухе, подражая полету комара. Глаза ребенка будут следовать за "комариком". Посадите "комарика" на малыша, слегка пощекотав его. Теперь поднимите палец ребенка, двигайте его так же, как и свой палец, и дотроньтесь им до собственной щеки.
Можно игру сопровождать песенкой:
Дарики, дарики,
Летели комарики.
Летели, летели,
И не щечку (лобик, носик, ушко, ножку, ручку, животик…) сели.

***

 Наденьте яркий цветной носок на ножку ребенка. Расположите его ножку так, чтобы он мог видеть носок. Увидев пеструю расцветку, ребенок сильно возбудится. Вначале малыш будет останавливать взгляд на цветном чисто случайно, но вскоре научится сосредоточиваться на нем более продолжительное время. Теперь натяните носок на другую ножку или наденьте носки на обе ножки. Попытайтесь затем один из носков надеть ему на ручку. Наблюдайте, как малыш начинает приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что он видит.
(Джеки Силберг)

***

 При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрое полотенце или шарфик. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на полотенце. Во время кормления держите это полотенце перед взором ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: "Какое красивое полотенчико...", "Какой красивый малыш" и т.п. В следующий раз, когда ребенок увидит это полотенце у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с получением удовольствия.

 

***

 Возьмите яркий браслет или нанижите на нитку разноцветные бусинки. Надевайте бусы, когда вы кормите или нянчите малыша. Отдыхая, ребенок сможет смотреть тогда на нечто цветное. Вы еще больше его заинтересуете, если будете покачивать ожерелье.

 

***

 Подготовьте карточки размером 30*30 см. На одних карточках нарисуйте кружки (около 15 см в диаметре, ярких цветов), на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). На карточки большего размера наклейте изображения животных, знакомых предметов и т.п. Для начала вполне достаточно сделать по шесть карточек каждого типа. Разложите их вокруг малыша. Следите, чтобы около младенца всегда находилось много (но не слишком) предметов, на которых он может задерживать взгляд, и регулярно меняйте их.
Усадите малыша к себе на колени или на подушки (следите за тем, чтобы головка не болталась) и покажите ему 3-6 карточек одного типа. Меняйте их быстро, чтобы ребенку бросались в глаза различия, поскольку именно они заставляют малыша фиксировать взгляд.

***

 Его необходимо развивать, чтобы повысить у ребенка остроту зрения. Можно ускорить процесс, заставляя работать диафрагму зрачка: пойдите с ребенком в темную комнату, зажгите и потушите свет несколько раз подряд.

Упражнения для развития психомоторики

                       
Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж.  Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.  Массажные движения сопровождайте потешками, стишками, песенками.

***

Займитесь с  малышом пестовальной гимнастикой.

Упражнения для развития сенсомоторной сферы

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о фактуре, цвете, форме, величине предметов и т.д.

***

Когда вы кормите своего птенчика, держа его в объятиях, важно, чтобы он ощущал ваше тепло. Оставьте его ручки свободными, чтобы он мог свободно прикасаться к вам и "изучать" вас. Помогите ему, устроив небольшую "экскурсию". Аккуратно придерживая ручки малыша, положите их себе на лицо, проведите по носу, губам и волосам, сопровождая это ласковыми словами.

 

***

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих
движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который
он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его
зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких
 предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

***

Помассируйте малышу пальцы рук и ног.
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело. Покатайте по ладошкам и по стопам грецкий орех, «колючий» мячик. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Делайте ребеночку массаж ладошек и пальчиков в игре.

***

Потягивайте пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;

***

 Осуществляйте круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

***

Очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" или колючие шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму

***

Крепко пришейте разные пуговицы на тряпочку (крупные и мелкие, металлические, пластмассовые и деревянные, разных цветов и форм)
сделайте бусы из разных пуговиц, нанизав из на прочную нить.  Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики.

***

Возьмите прочную веревку, а еще лучше обычный шнурок для обуви, длиной не меньше метра. Наденьте на него крохотные игрушки с петельками, пуговицы, небольшие крышечки, колечки, бусинки, пряжки.    Часть игрушек ограничьте с обеих сторон узлами, чтобы они не скользили по веревочке. Другие оставьте в свободном полете, чтобы малыш мог передвигать их туда-сюда между неподвижными игрушками.

***

 Повесьте на стену рядом с кроваткой или детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутов. Для этой цели подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Дайте ребенку возможность потрогать ручками разные лоскутки;

***

Предложите малышу различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани (лоскуты мешковины, шелка,  меха, органзы, бархата и вельвета) деревянной прищепкой для белья. Потрите руки и ноги ребенка лоскутками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.

***

Осторожно погладьте щечки, ручки, спинку ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты, похлопывайте плотной губкой и т.п. Чтобы ребенок знал, как называются части его тела, обращайте внимание малыша то на ножку, то на ручку, то на животик.

***

Легонько погладьте своей рукой ручку ребенка, приговаривая при этом: "Ручки наши ручки, малышкины ручки". Затем дайте прикоснуться ему к игрушке, а потом опять погладьте ручку ребенка. Так малыш будет постигать разницу тактильных ощущений.

***

Нашейте на старую перчатку кусочки ткани разной фактуры, а у пальцев перчатки отрежьте концы. Малыш будет прикосаться к перчатке и вашей руке и тоже ощущать разницу между тканью и вашей рукой.

***

Играйте с малышом  в народные игры - "Сорока-ворона","Идет коха рогатая" и подобные этим.

 

***

Возьмите  две ленточки - атласная и джинсовая шириной 1-1,5 сантиметра; тонкий шнурок длиной 20 сантиметров с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 сантиметров один от другого.
Вы берете гладкую атласную ленточку и накручиваете ее на указательный палец своей руки (как бы бинтуя его). Поглаживая руку ребенка, проводите обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони, задерживая в ней обернутый ленточкой палец. Ребенок крепче схватит палец, если вы пошевелите им, как будто пытаясь высвободить, но оставляя в ладони малыша. Так же проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3-4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя их рукой взрослого. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет, но долго еще не может его держать, и через некоторое время предмет выпадает.

***

Вслед за ленточками в руку ребенка можно вложить мамин шелковый платок, кусочек замши, меха или грубого полотна. А потом придет черед первых игрушек: черпачков от коробок с детскими смесями, маленьких деревянных ложек, мягких игрушек, колокольчиков или погремушек. Сейчас еще нет необходимости покупать специальные игрушки. Ребенок с большой пользой для себя будет изучать любой предмет домашнего обихода, лишь бы она был не слишком тяжелым и безопасным. Например, поролоновая губка для мытья посуды или ситечко для крана в раковине.

***

Нужно: твердые, мягкие, пружинящиеся шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 сантиметра - модно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 и диаметром 1,5саниметра - толстые карандаши, фломастеры, ручки).
Вы выкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики кладутся поперек ладони так чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая его к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца - 2-3 секунды, в 3 месяца - до 10 секунд). За одно занятие можно вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку малыша, чтобы он мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, тяжесть и т.п.).

Упражнения для развития двигательной активности (для ребенка старше одного месяца)

Малыши рано начинают осознавать свое тело, осуществляя целенаправленные движения.
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Находясь в разных положениях (на животе, на спине, на боку), малыш научится двигать руками и ногами.
Чаще выкладывайте ребенка на жесткий матрас с тем, чтобы он мог иметь возможность свободно подвигать ручками и ножками.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, начните передвигать игрушку в одну из сторон. Делайте это очень медленно, побуждая малыша ухватить игрушку. Если он повернется, дайте ему поиграть с ней. Повторите занятие, передвигая игрушку в другую сторону. Если ребенок лишь частично повернется, и будет нуждаться в небольшой помощи, то легонько подтолкните его. Чем больше вы будете играть с ребенком в эту игру, тем быстрее он обнаружит, что может поворачивать свое тело, преследуя какую-нибудь цель.

***

Научившись сначала переворачиваться со спинки на животик, ваш ребенок еще долго не сумеет переворачиваться обратно. Учите его переворачиваться обратно. Эта игра нужна, чтобы малыш научился поворачиваться и туда и сюда. Переворачивайте малыша с животика на спинку, а сами в это время на любой мотив пойте что-нибудь вроде:

Повернись, повернись,
Еще разик повернись.
Вот животик наверху,
Спинка же теперь внизу.
Повернись, повернись,
Еще разик повернись.
Теперь спинка наверху,
А животик где? Внизу.
Дж. Спилберг.

***

Положите  игрушку впереди ребенка на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

***

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.  Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

***

Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги (фигурки должны быть разного цвета и формы). Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

***

Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

***

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

***

Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. При этом напевайте какую-нибудь песенку-потешку. Мягко двигайте его ручки и ножки в ритме песенки. Эта игра разовьет мышцы ребенка и поможет ему приобрести чувство ритма.

***

Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. В конце упражнения приподнимите нижнюю часть его туловища. Это упражнение способствует укреплению мышц ног.

***

Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом и постарайтесь привлечь его внимание, называя по имени или показывая яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым, развивая мышцы шеи, спины и рук.

***

Лягте на спину и положите малыша себе на живот. Назовите ребенка по имени и слегка приподнимите, таким образом, поощряя его поднять головку, чтобы увидеть вас. Снова и снова повторяйте игру, каждый раз высказывая одобрение ребенку, когда он поднимет голову чуть выше.

***

Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед, из стороны в сторону, по кругу в одну и другую стороны.

***

Когда вы берете ребенка на руки, старайтесь разнообразить его позы: поднимайте его, опускайте, поворачивайте в разные стороны, пройдитесь с ним вперед и назад, покружитесь, с тем чтобы малыш мог имел возможность видеть окружающие предметы под разным углом зрения. Это упражнение способствует также развитию вестибулярной системы.

***

     Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш
     мог    дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте.
     Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Или
     подставьте Вашу ладошку. На каждое занятие выбирайте только один
     предмет. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий
     колокольчик. Благодаря разным качествам игрушек ребенок узнает, что
     бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук.

***

 
Вложите ребеночку в ручку игрушку, а  затем потихоньку отбирайте ее у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет.

***

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.
Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку, так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине чаду, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Будьте, однако, готовы убрать игрушку, если ее движение или звук напугали ребенка. Через некоторое время можно будет вернуться к этому занятию: малыш немного подрастет и, не исключено, войдет во вкус подобной игры.
Кладите малыша так, чтобы он мог ударять по подвешенным игрушкам и понимать, что именно его действия вызывают движения и звуки.