Скорость чтения у одного и того же ребенка может быть в два раза больше или меньше - в зависимости от того, где, кому и зачем он читает.
Как ребенок непостижимым образом осваивает сложнейший механизм устной речи - так же, во многом интуитивно, ему предстоит освоить механизм чтения. Не думайте, что можно вот так просто взять - и словами объяснить ребенку, что нужно делать, чтобы прочитать слово.
Все ваши задания по прочитыванию слога, слова или коротенького предложения должны быть рассчитаны, прежде всего, на детскую интуицию. Для этого больше подходят слова УГАДАЙ, УЗНАЙ, НАЙДИ, ВСПОМНИ, ПОДЧЕРКНИ, СРАВНИ и тому подобные. Не угадал? Ничего страшного! Не узнал, не вспомнил, не подчеркнул? Не беда, в следующий раз и узнает, и вспомнит, и подчеркнет. Главное - избежать страха ошибки.
Рано или поздно обучение чтению становится для некоторых ребят проблемой. На какой-то стадии обучения снежный ком неудач вырастает до размеров страха, и ребенок уже не хочет ни читать, ни писать. Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребенка в обучении чтению. Каждый цыпленок вылупляется в свой срок - и это всякий раз чудо.
1. След в след
Вы читаете текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен в том, что вы ему сейчас предложите.
Вы говорите: "СТОП!" - и, пробегая между рядами, предлагаете некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед СТОП, и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его. Вы принимаете правила игры и удивляетесь. (Не забывайте почаще удивляться!) Счет открыт: один ноль в пользу "следопытов"!
Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь "замести следы" периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - вам. Игра идет до пяти (десяти?) победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.
акое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением - пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это с вашей точки зрения тот или иной "плохо читающий" ребенок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиком. (Не забудьте поделиться с ним вашим открытием!)
2. Эхо в горах
Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав - эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.
3. В образе
Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий.
Теперь предложите "рассказать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра... В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?
4. В связке одной с тобой
Чтение по абзацам. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - например, с соседом по столику (или по стульчику). Один карабкается по крутому склону на вершину горы. Другой - с ним в одной связке, подстраховывает. Если кто из них сорвется в пропасть, второй удержит его на своем крюке, вбитом в щель каменного монолита.
Ребенок храбро одолевает еще полметра на пути к вершине (вершиной может быть конец абзаца, главы или просто одного предложения), и тут... он оступается (запинается и замолкает) и зависает над бездной. Сейчас раздастся душераздирающий крик: "А-А-а-а-а..." Но тут на сцене появляется второй, протягивает товарищу свой ледоруб и вытаскивает его на прежнюю высоту. Как? - Шепотом проговаривая трудное слово или слог. Уф! Полезли выше? Со временем парочки меняются ролями.
5. Диктор
Эта работа - тоже парная. Но, в отличие от предыдущей, пары складываются произвольно и от них требуется некоторая подготовка (репетиция). Некоторые (ну очень) творческие личности предпочитают экспромт. Что ж, извольте!
На сцену выходят двое чтецов. Один из них - диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, чтоб на столе стоял импровизированный телевизионный экран!) и берет газету в руки. Звучит сигнал "Прямой эфир!", и диктор принимается за работу.
Читать ему следует не торопясь, четко проговаривая слова. Он может читать медленно, лучше сказать: весомо (слово "скорость чтения" в наших занятиях - запретное), но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором телевидения - так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. Речь его должна быть гладкой, словно "реченька журчит". И в этом непростом деле диктору будет помогать "заплечник" (это слово осталось от "заплечного чтения", придуманного Л.Филякиной).
Заплечник становится за спиной сидящего диктора и из-за его плеча следит за процессом чтения. Ему надо быть особенно начеку. Только диктор замешкался, еще не успел сделать ошибку - заплечник тут как тут. Громким голосом (не перепутайте эту работу с работой суфлера!) штопаете образовавшуюся в новостях брешь, до тех пор, пока диктор не пришел в себя. И его речь полилась дальше - ровная, гладкая, не омраченная спотыканьем.
Газетный текст читать трудно. Ваши ученики хотят читать про животных? Отлично. Тогда в эфире телевизионная передача "В мире животных".
Предложите ученикам поменяться ролями. Даже самый успешный в технике чтения ребенок может представлять опасность для эфира - например, приступами кашля. Который, конечно, он изо всех сил подавляет, но читать в эти моменты не может. Тут-то его и выручает своим голосом бдительный заплечник.
6. Ансамбль виртуозов
Поройтесь в музыкальных отделах книжных магазинов и раздобудьте песенники. Такие, в которых есть ноты, а под каждой нотой подписаны слоги по крайней мере первого куплета.
Теперь настал черед вам и вашим детям выяснить музыкальные пристрастия друг друга. Придя к какому-то соглашению, подберите своему ансамблю симпатичное название (например, "Кукарямба") и начинайте репетицию.
Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер послогового чтения.
Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту (по нотам) они все равно будут - ведь надо блюсти образ! Вон и пианисты, и хористы - все в ноты смотрят.
По мере роста вашего профессионального мастерства стоит переходить к новым песням, текст которых вашим детям совсем незнаком. Потихоньку у вас составится приличная программа, и можно будет выступить с концертом. В узком кругу (позвать соседнюю группу) или перед всем детским садом - решайте.
7. Особое чтение
По-моему, все же имеет смысл периодически готовить маленький фрагмент текста (тот, который приглянулся) для так называемого выразительного чтения вслух. Для особого чтения. Особое - значит, вкусное. С чувством, толком, с расстановкой. В общем, как в театре. (Кстати, "особое чтение" детям можно подготавливать для детсадовских концертов. Только, чур, с вас тоже выступление причитается!)
Итак, на занятии дети объединяются в пары и "разбирают" сказку, рассказ или стихотворение по абзацам или строфам - кто какие хочет. Один из двоих - основной исполнитель, второй - дублер (он же при обоюдном желании может стать заплечником-подстраховщиком). Дублер необходим: а вдруг основной исполнитель осипнет или еще что? Ведь тогда в фасаде сказки (рассказа, стихотворения) образуется брешь! От услуг же заплечника-подстраховщика можно отказаться. Кусочек текста втайне готовится для показа в группе...
Интересно потом, после показа, угадывать, сколько раз тот или иной ребенок его прочел при подготовке: четыре? пять раз?.. Слушатели высказывают свои версии на пальцах. Неужели только три? Вот это да!.. Раза два? Угадал(а)? Я так и подумал(а), что не больше... И не забывайте радостно удивляться и тексту, и детям и почаще хвалить их.
Кусочек текста, поначалу чуть не выученный ребенком наизусть, задает норму чтения. И норму скорости в частности. Как бы высшую планку. Попросите ребенка, не останавливаясь, с разбегу начать читать следующий абзац, и вы вместе с ним удивитесь той лихости, с которой он проскочит первое предложение. А то и два.
8. Своя книжка
Допустим, большинство ваших детей читать толком не умеют. А ведь тренироваться в угадывании-узнавании слов хорошо бы каждый день. И каким-то нестрашным естественным образом.
А пусть каждый из детишек принесет из дома свою любимую книжку (наверняка ж такая есть, хоть бы он в ней только картинки пока разглядывает!), с тем чтобы иметь с ней дело. А какое дело - тут вам и карты в руки. Придумывайте по ней разные задания: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать. (А какое еще задание по чтению может быть для нечитающего? Только такое! И читающему не скучно - для него тоже есть дело.) Лучше, если вначале это будет маленькая книжица - например, книжка-малютка (на всех одна - это тоже вариант). С ней вашим ребятишкам предстоит крутиться целый месяц - и так, и эдак.
Да и вам придется покумекать, выдумывая задания. Подчеркнуть четырехбуквенные (трех-, пяти- и так далее) слова; найти предложение, которое подходило бы для слов песенки, и спеть его голосом карлика или великана; нарисовать иллюстрацию к какой-то странице или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы); посчитать, сколько на странице такой-то одинаковых слов; найти самое короткое предложение; что-нибудь надписать над картинкой (или подписать под)... Или такое задание: подчеркнуть все слова с большой буквы. Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими - нет. Эти - имена собственные, а с этих - начинается предложение. Уже есть о чем поговорить...
В общем, затереть книжицу до дыр. А потом, в следующем месяце, сменить ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжицу за книжицей, ребята привыкают даже к самому заковыристому тексту и перестают его бояться.
9. Подбор иллюстраций
Вы что-то читаете детям: стишок, рассказик Толстого, Ушинского... Лучше сказку. После этого предложите ребятам, объединившись в команды по жребию, порыться на книжных полках (хорошо, если у вас в группе много самых разнообразных детских книжек) и подобрать подходящие рисунки к тому тексту, который они услышали. Рисунки нужны для того, чтобы проиллюстрировать фабульную линию только что прослушанной сказки (но! иллюстрациями из других книжек).
Потом команды сравнивают свои версии. Кто больше иллюстраций подобрал? Чьи иллюстрации оказались точнее? Каждая команда, пересказывая сказку по найденным ими рисункам, доказывают свою точку зрения.
Эти рассматривания и все, что связано со слежением за фабулой, полезно, чтобы потом, позже, дети естественным образом обнаружили бы феномен рассказчика. Если они это ухватят за хвост, то тогда можно будет всласть Пушкина почитать. "Повести Белкина", например.
Задание на подбор иллюстраций можно задавать ребенку на дом - в качестве домашней работы с родителями. Родители, конечно, не любят, чтобы их лишний раз дергали. Но ваша задача - объяснить им, что сейчас самый благодатный период, чтобы научиться разговаривать со своими детьми по делу (не на предмет "сколько раз говорить: иди чистить зубы!") - когда ребенок нуждается в подсказке родителей, когда у родителей с ребенком столько совместных дел. Только вот, чтоб дело было действительно совместным, родителям надо постараться делать его на равных с ребенком.
10. Диафильмы
Во-первых, приятно реанимировать диафильмы. В противовес всему тому, что происходит на телеэкране - всем этим мультяшкам, которые перед глазами мельтешат. Диафильм же дает возможность неспешного разглядывания. (Может быть, организовать экспедицию "На поиски диафильмов"? Они же где-то еще есть? У чьих-нибудь бабушек?)
Во-вторых, диафильм - это зрительный зал, темнота, это значит, надо закрывать шторы. И это здорово. Это создает театральный эффект, подготавливает к некому действу, дает возможность предвкушать...
Заведите в группе специальную полочку для диафильмов - фильмотеку. Бросаем жребий, какой диафильм сегодня смотреть (тянет тот, кто чем-то заслужил это почетное право). Если тот или иной ребенок читает плохо, его можно назначить главным по фильмотеке - подавать с полочки те или иные диафильмы. Тогда ему волей-неволей придется как-то угадывать, где лежат, например, "Гуси-лебеди". (Но лучше посылать на поиски двоих слабочитающих - кто-нибудь из них да узнает слова из названия.)
Чем еще хорош диафильм? Тем, что картинку можно остановить. И рассматривать ее сколько угодно. Киномеханик выводит на экран очередную картинку - но без текста! (Можно сделать еще проще: не урезать картинку за счет сокрытия текста, а зарядить диафильм наоборот, и тогда прочитать текст будет невозможно, во всяком случае, трудно). Теперь спросите у ребят: "А что тут за история? Какой здесь может быть текст? Попробуйте-ка его восстановить".
Команды совещаются, потом высказывают свои версии, и только после этого на экране появляется подпись к картинке - сам текст. Можно обсудить, чья версия оказалась к нему ближе всего. Или, например, какая команда больше слов угадала.
Еще один вариант. Ваш вопрос: "Как вы думаете, какая картинка следующая? Что на ней изображено?" И, выслушав версии от команд, считайте на здоровье, сколько попаданий в яблочко.
То же самое - с текстом. "Какой предположительно текст в следующем кадре?" - выигрывает та команда, которая угадала больше всего слов. И не надо заставлять детей читать этот текст! Пусть узнают, угадывают слова, которые прозвучали в тексте.