Заблуждение 1: Раннее развитие противоречит законам природы.
На самом деле: Мозг маленького ребенка от природы запрограммирован на обучение: без этого он просто не выживет. В первые три года, пока идет интенсивный рост мозговых клеток, познавательные возможности ребенка практически неограниченны.
Заблуждение 2: Раннее развитие – это насилие над личностью ребенка.
На самом деле: Чем меньше ребенок, тем легче ему дается обучение. Маленькие дети с невероятной легкостью усваивают то, что вызывает огромные трудности у школьников.
Заблуждение 3: Раннее развитие излишне форсирует способности ребенка.
На самом деле: Если ребенок еще не дорос до того или иного этапа обучения, он попросту откажется заниматься. Информация заинтересует кроху лишь тогда, когда его мозг будет готов ее воспринять. Но это может произойти гораздо раньше, чем мы думаем, и оптимальное время для обучения будет упущено. Поэтому нужно предлагать малышу информацию как бы немного впрок: он сам выберет то, что ему сейчас необходимо. Самое главное – создать активную развивающую среду: много всяких таблиц, карт, картин великих мастеров, которые малыш сможет рассматривать самостоятельно; нужно организовать «испытательный полигон» для опытов с водой, глиной, красками, сделать так, чтобы у малыша с самого рождения было много зрительных, слуховых, тактильных ощущений. В этом случае развитие будет не ранним, а своевременным.
Заблуждение 4: Раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.
На самом деле: Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.
Заблуждение 5: Развитие малыша снижает его двигательную активность. «Умники» – хилые, болезненные дети.
На самом деле: Раннее развитие предполагает не только интеллектуальные, но и физические занятия, которые начинаются с самых первых дней жизни. Как отмечал Глен Доман, чем выше физический интеллект ребенка (то есть, чем раньше он начнет ползать, сидеть ходить и т.д.), тем активнее развивается его мозг, а значит, тем лучше кроха сможет усваивать, анализировать и применять на практике полученную информацию.
Заблуждение 6: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства. Вундеркинды не способны радоваться и сопереживать.
На самом деле: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры. Если малыш будет расти в тепле и любви, если у него будет достаточно времени для спонтанной творческой игры, если ему будут читать не только словари и энциклопедии, но и обычные детские сказки, стихи, потешки, если он будет смотреть не только научно-популярные фильмы, но и хорошие мультики – словом, если его жизнь будет эмоционально насыщенна, он вряд ли вырастет равнодушным. Наоборот, люди с высоким уровнем интеллекта обладают большей способностью к рефлексии, а значит, способны к глубокой любви, сопереживанию, обладают хорошо развитым чувством юмора. Малыш с хорошо развитой речью и большим запасом слов может понять и передать тонкие оттенки различных чувств.
Заблуждение 7: Ребенку с высоким уровнем интеллекта будет неинтересно со сверстниками.
На самом деле: Если у малыша будет не только развивающие игры, но и обычные куклы и машинки, он с наслаждением будет играть в спонтанные детские игры, и один, и со сверстниками, ведь как бы ни был интеллектуально развит трехлетка или пятилетка, его эмоциональный мир все равно будет соответствовать его трем или пяти годам. А благодаря неуемной фантазии и творческой жилке такой ребенок всегда будет лидером в детской компании. Ну, а если вашему ребенку будет неинтересно с хулиганами из трудных семей, так этому только радоваться надо!
Заблуждение 8: Если с ребенком много заниматься, ему будет скучно в школе.
На самом деле: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Раннее развитие – это не обучение детей младшего дошкольного возраста по программе начальной школы. Это, прежде всего – раскрытие интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Важно сформировать базовый интеллект малыша, научить его понимать, анализировать и интерпретировать различные тексты. Помогите крохе составить первую, пока еще самую общую систему представлений о мире, в который он попал, позже это станет прекрасной основой для школьных знаний по биологии, географии, истории, другим наукам. В дошкольные годы стоит побольше внимания уделить творческим занятиям, спорту, – всему тому, на что не хватает времени школьникам.
Заблуждение 9: Раннее развитие требует бездну времени и денег.
На самом деле: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже? Большинство пособий и игр вы можете сделать своими руками, а то немногое, что необходимо купить прослужит не один год и окупит себя с лихвой.
Заблуждение 10: Любой ребенок может стать гением, если с ним заниматься ранним развитием.
На самом деле: Гениальность – это нечто иррациональное, данное от Бога, и создать гения искусственно мы не можем. Но в нашей власти создать условия, в которых малыш может максимально раскрыть и реализовать свои способности, а значит, состояться как полноценная творческая личность. И это действительно под силу каждому.